Живопись Нелли Павловой
В искусствоведческом фольклоре бытует уничижительная фраза, сказанная в начале XX века известным художественным деятелем и живописцем Леоном Бакстом о ком-то из современных художников: "Хорошо из цвета краску делает!" Различие между краской, представляющей собой не более чем окрашенную субстанцию, лишенную каких-либо свойств, и цветом - особой материей, способной к отдельному существованию и саморазвитию, составляет одно из главных свойств истинного живописного сознания.
Нелли Павлова является одним из счастливых обладателей такого сознания. Чувство ценности цвета приводит художницу к его трактовке как чего-то самостоятельного, почти самодостаточного. Цвет живет на ее полотнах в максимальном разнообразии, и говорить об излюбленной красочной гамме Павловой представляется лишенным смысла.
Фрагментированный цвет, однако, не становится колористической абстракцией. Преодолеть это искушение художнице помогает остро воспринятый ею импульс народного искусства. Украинский народный ковер с его фрагментированным цветом и интенсивной гаммой и, в некоторой степени, цветной витраж стали теми художественными явлениями, от которых отталкивается художница в своих поисках. Тут смело можно творить о национальном характере творчества, и думается, что в спорах о самой категории национального в современной украинской живописи творчество Хмельницкой художницы Нелли Павловой является одним из аргументов, заслуживающих серьезного внимания. От народного искусства у Нелли оптимизм колористического мышления; от профессионального образования художника-модельера конструктивность пространственного мышления, а от ее женской сущности — умение уютно "устроить" изображение на холсте, создать для него некую почти домашнюю сферу существования. Эти работы способны украсить любое помещение, но все же они не столько интерьерны, сколько в лучшем смысле коллекционны - а это уже совсем другой уровень художественного качества.
Однако, несмотря на достигнутый успех художница расширяет круг поисков. В сферу ее внимания сегодня включаются мотивы египетской пластики и знаковая символика. Такие холсты рассчитаны уже не только на непосредственный эмоциональный отклик, но в определенной степени и на "прочтение" в системе понятийных категорий. Здесь художница сознательно сужает рамки своего колоризма, тяготея к изысканной монохромной гамме и линейному ритму.
В самых новых работах Нелли зрителя снова подстерегает неожиданность. На поверхность ее холстов всплывают из глубин прапамяти образы-символы, диктующие особый колорит и создающие напряженное смысловое пространство картины. Такие произведения требуют иного восприятия и другой,, в сравнении с предыдущими,, "настройки" зрительского глаза. Это и есть лучшее свидетельство внутреннего развития художника, не опускающегося до клиширования счастливо найденной формы .
Думается, что у искусства Нелли Павловой, уже имеющего своих зрителей, появятся и новые — уже не только зрители, но и взыскательные ценители, внимательно и заинтересованно следящие за развитием ее творчества.
Людмила Сауленко, искусствовед, канд. фил. наук, доцент.
|